-
Несколько лет
назад глава Бабаюртовского района
Ганакаев заявил, что из всей территории
района у последнего реально находится
лишь 14%, а остальная территория предана
в пользование хозяйствам других районов.
А недавнее интервью руководителя одного
из «муниципальных образований», где
выражалось намерение добиться придания
статуса населённых пунктов участкам,
переданных для отгонного животноводства
на равнине, привлекло к вопросу ещё
больший интерес автора. В ряде материалов
эта проблема уже была поднята («Эксперты
говорят: «Легализация!»», «Грабёж с
учёной миной», «Земли отгонного
животноводства: как их использовать
(как в Дагестане нарушается земельный
кодекс РФ))»), однако подробного разъяснения
норм республиканского закона не
зафиксировано.
Сразу
скажем, что при всей своей специфичности
закон Республики Дагестан «О статусе
земель отгонного животноводства»,
принятый в первой редакции ещё более
пятнадцати лет назад, не является
уникальным, поскольку в Кабардино-Балкарии,
Карачаево-Черкесии, Ставрополье и даже
в Республике Алтай имеются подобные
акты. Добавим, что хорошо информированный
местный читатель сразу оценит, как
достигаются провозглашённые в законе
РД цели использования данных земель:
1) целевое и рациональное использование,
охрана земель; 2) сохранение и улучшение
кормоёмкости естественных кормовых
угодий; 3) предотвращение негативных
последствий антропогенного (читай
человеческого) воздействия; 4) сохранение
и воспроизводство природных ландшафтов;
5) сохранение национальных и культурных
ценностей админисративно-территориальных
районов (вообще-то по законодательству
о местном самоуправлении районы
называются муниципальными).
Итак,
отгонное животноводство - исторически
сложившаяся система овцеводства,
базирующаяся на посезонном использовании
пастбищ. На землях ведётся выпас,
производится зерно, корма, создаются
для этого необходимые условия (ст. 4
республиканского закона). Сами же земли
отгонного животноводства – это земли,
находящиеся в исторически сложившихся
границах, предоставленные хозяйствам
для ведения отгонного животноводства
и связанного с ним сельскохозяйственного
производства в плоскостных и горных
районах, на территориях государственного
земельного фонда и государственных
скотопрогонных трасс (выделенных для
передвижения скота, стоянок и выпаса
по пути следования с летних на зимние
пастбища и обратно). В целом земли
отгонного животноводства относятся к
землям сельскохозяйственного назначения
и подразделяются в указанном законе на
разные виды (ст. 2 закона РД).
Земли предоставляются
для ведения отгонного животноводства
и другого технологически связанного с
ним сельхозпроизводства. (Т. е. закон
естественным образом не предусматривает
фактически сложившегося постоянного
«отгонного»… проживания.) Для временно
проживающих работников земли могут
выдавать для огородничества, сенокошения
и выпаса скота. А если жильё и может
строиться, то а) для животноводов, б) с
согласия Правительства РД. Плата за
землю с «отгонников» может взиматься
в форме земельного налога либо арендных
платежей, определяемых по закону в
зависимости от качества, местонахождения
и кадастровой оценки. Размер арендной
платы приравнен к ставке земельного
налога за аналогичные земли - 0,3% от
кадастровой стоимости (данная стоимость
определяется специальным ведомством
– Роскадастром).
Пользователи
земли («отгонники») обязаны: 1) эффективно
использовать земли по целевому назначению,
повышать их плодородие, проводить охрану
и проводить экологическую экспертизу,
не допускать ухудшения экологической
обстановки; 2) не допускать перегрузки
земель скотом, перетравливания,
дополнительной распашки вне орошения;
3) в установленные сроки содержать
поголовье на зимних пастбищах; 4)
своевременно вносить плату; 5) не нарушать
права других пользователей земли. Ст.
12 закона РД указывает экологические и
ветеринарно-санитарные требования к
эксплуатации земель отгонного
животноводства, в т. ч. допуск к перегону
только здорового поголовья (подтверждается
ветеринарным свидетельством) и организацию
сбора и захоронения трупов павших
животных в специальных местах. Раз в
5 лет Правительство Дагестана обновляет
нормативы содержания скота на территориях
на основе геоботанических исследований.
Контроль за всем этим предусматривается
как государственный и муниципальный,
так и общественный, правда, последний
вид контроля в законе не конкретизирован.
Изъятие земель
производится Правительством РД или
уполномоченным им госорганом (ч. 1 ст. 5
закона РД). При этом земли могут быть
изъяты и переведены в специальный
земельный фонд Дагестана, откуда земля
предаётся наиболее нуждающимся хозяйствам
и районам. Интересно, что для
несельскохозяйственных нужд предоставляются
непригодные для отгонного животноводства
и худшие по качеству земли, а потери,
связанные с этим, должны зачисляться
на бюджет Республики.
По факту исполнения
закона не наблюдается, что, однако уже
немало отражено в дагестанской прессе
(например, «Земельный вектор антиразвития»,
«Настоящее время» от 9.9.2011 г.). Это и
вопросы целевого использования, и ставок
арендной платы, и состояния земель, и
разрушения этнокультурной среды
исторических хозяев территорий. Обратить
внимание хочется вот на что. Конституция
России – высший юридический документ
РФ в своей структуре имеет часть, которая
стоит над остальными нормами Конституции
– это гл. 2 «Основы конституционного
строя» (достаточно сказать, что для
изменения гл. 2 необходимо принять новую
Конституцию). Это наиболее важные правила
общественной и государственной жизни.
«Основы» содержат ст. 9: «Земля и другие
природные ресурсы охраняются как основа
жизни и деятельности народов, проживающих
на соответствующей территории». А
республиканская Конституция, воспроизводя
это положение, в ст. 5 идёт ещё дальше:
антиконституционными объявляются
действия, нарушающие мирную совместную
жизнь народов Дагестана; в ст. 6
гарантируется защита прав всех народов;
Республика создаёт условия для сохранения
и развития культурных и исторических
традиций народов; каждому народу
гарантируется право на защиту жизненных
интересов на конституционной основе.
Ввиду
упомянутого являются неправильным
зафиксированные в экспертной записке
Экономического совета при Президенте
РД пункты об узаконении используемых
для жилья земель отгонного животноводства
и передаче территорий горным районам.
Ведь так окончательно теряется право
исторических собственников земель –
коренных жителей равнинных районов
использовать земельный ресурс
незапрещённым законом способом –
возделывать, сдавать в аренду,
организовывать сельхозпроизводство.
Если нелогичная рекомендация всё же
получит ход, то возможность противодействия
не исчезает – потенциальный правовой
акт может быть обжалован в Конституционном
Суде Дагестана. Для этого представительный
орган или глава муниципального
образования (а это не только районы, но
и сельские и городские поселения) должен
обратиться в указанный суд с запросом
о соответствии принятого акта Конституции
Дагестана (ст. 3 закона РД «О Конституционном
Суде РД»).
Дагестанские
народы в основном в исторических
границах своего проживания и принадлежащих
территорий были административно
разделены на районы, а значит, за
соответствующими землями прямо стоят
интересы национальностей, исторически
владевших соответствующими территориями
(на это указывал ещё нарком просвещения
Дагестана А. Тахо-Годи). Хочется наедятся
на рассудительность властей и их
намерение решить вопрос на основе
исторической справедливости и логики
– заботясь об интересах жителей Кумыкской
Равнины.
Уразаев
Эльдар
Рассмотрено и передано
для опубликования решением общего
собрания краеведческого общества
«Анжи-Кала» от 8.12.11 г.
|