Генерал Лазарь Бичерахов, участвовавший в военных действиях русской армии против Турции на территории Ирана, после Февральской революции в Петербурге и свержения монархии, возвращаясь в Россию через Баку, захватил с союзными ему армянскими дашнаками Дербент, Порт-Петровск, Темир-хан-Шуру как «городов красных, перешедших на сторону Советской власти». Однако его власть просуществовала недолго. Вторгшиеся в Дагестан турецкие войска при содействии кумыкских повстанцев-добровольцев на горе Тарки-Тау разгромили основные силы генерала Бичерахова.
Так описывал штурм турками и местным ополчением горы Тарки-Тау со слов самих таркинцев и своего родственника таркинский старейшина Магомед Залибеков:
"Много раз казаки Бичерахова и армяне пулеметами и ружейным огнем нам мешали взобраться на гору. Убитых от нас было много. Тут вышел турецкий офицер и перед строем обратился к нам. Вытащил саблю и громко прочитал молитву и сам возглавил атаку. Один турок на месте подъема на гору лег на крутой склон, другой стал на его плечи, третий стал на плечи второго. Вот так по крутому склону один турок перемахнул край скалы и отогнал стрелявших бичераховцев. На Тарки-Тау начался бой. Дрались и саблями, и кинжалами. В разгар боя солдаты Бичерахова, казаки, армяне стали прыгать со скал вниз. Многие падали на деревья и застряли на ветках. Там высота большая и падая, они умирали. Кого смогли, с деревьев сняли и похоронили. Некоторых достать не могли и там долго оставались. Они с турецкой войны в Анжи прибывали на поездах и по дороге разграбили Азербайджан, убили много людей. Анжи они разграбили полностью. Их было огромное количество и много оружия - пушки, пулеметы. Поэтому наши тоже вооружились и обороняли от них Тарки. Народ укрывали в верхней части Тарков. Когда армия Бичерахова перешла Дербент, Нухбек сказал народу готовиться к их нападениям и послал телеграмму с просьбой о помощи турецким войскам. Если бы не турки, Бичерахов весь Дагестан мог вырезать. По улицам Анжи его солдаты ходили толпами и грабили все подчистую, русских убивали, всех убивали, кто пытался мешать. Мусульмане Анжи бежали в Тарки и оборонялись от детей до стариков. Три пулемета стреляли вниз с Иссисув-аула...".
Согласно сведениям старожила с. Параул - Нажабат Бамматовой, одним из добровольцев-кумыков, вышедших на защиту своего края от бичехаровцев и дашнаков был параулец Акав. Взяв у матери благословение, Акав двинулся в Тарки, откуда он, как ожидалось, живым не вернулся.Его бездыханное тело с многочисленными ранами нашли в окружении 7 тел дашнаков, заколотых кинжалом. Пожалуй, это одно из лучших свидетельств бесстрашия и искусного владения оружием кумыкских батыров, не боявшихся вести бой с несколькими противниками одновременно.
Спустя много лет, когда скончалась мать Акава (завещавшая похоронить себя рядом с сыном), родственники, открыв часть могилы самого Акава, убедились в правдивости утверждения о нетленности тела мученика.
Даниял Бамматов
Рассмотрено и передано для опубликования решением общего собрания краеведческого общества «Анжи-Кала» от 12.02.2015 г.
|