Пятница, 17.05.2024, 08:12
Приветствую Вас Гость

Сайт с.Герменчик / Дагестан

Главная » 2011 » Декабрь » 29 » История Кумыков
08:52
История Кумыков

Кумыки - один из коренных народов Республики Дагестан, относящийся к древнейшему на Северном Кавказе каспийскому антропологическому типу большой европеоидной расы в некоторых группах с примесью кавказского типа. Говорят на кумыкском языке, который является одним из старописьменных литературных языков Дагестана. Кумыкский язык имеет следующие диалекты: буйнакский, кайтагский, предгорный, хасавюртовский и терский, последний представлен также на территории Чечни, Ингушетии и Северной Осетии. Литературный язык сложился на основе хасавюртовского и буйнакского диалектов.

В 1929 году кумыкский язык был переведен на латинскую графику, а с 1938 года - на русскую. В конце ХIХ в. выходят первые печатные книги на кумыкском языке. Вместе с тем рукописная арабографическая традиция имеет гораздо более раннее распространение; к ее памятникам относится, например, "Дербенд-наме” (кон.ХVI в.) - один из первых оригинальных источников по истории народов Дагестана.

 

Кумыки проживают на своей исконной территории - Кумыкской равнине и в прилегающих к ней предгорьях от р.Терек на севере до рек Башлычай и Уллучай на юге. Они являются наиболее крупным из тюркских этносов Северного Кавказа.  За пределами Дагестана более 20% всех кумыков находится на территории СНГ. Относительно большими группами, численностью более 10 тыс. человек, кумыки проживают в Гудермесском и Грозненском районах Чеченской Республики Ичкерия и Моздокском районе Республики Северная Осетия - Алания. Небольшая часть кумыков расселена в Ставрополье, Тюменской области (более 3 тыс. человек), а также в республиках Казахстан, Украина, Узбекистан, Туркменистан и Азербайджан (всего около 4 тыс. человек), в Турции, Иордании и некоторых других странах мира.

Начиная примерно с хазарского времени по первую треть ХХв. язык будущих кумыков, а затем и сам кумыкский язык, сложившийся еще в домонгольскую эпоху, служил языком межэтнического общения на Северо-Восточном Кавказе. Кумыкский язык был, кроме того, официальным языком переписки с русскими царями, представителями русской администрации, он изучался в гимназиях и училищах Владикавказа, Ставрополя, Моздока, Кизляра, Темир-Хан-Шуры и др.

Кумыки уже во второй половине ХIХ в. представляли собой относительно высококонсолидированный народ с развитыми этническими признаками: распространением единого эндоэтнонима (отражающего высокий уровень самосознания и самовыделения по принципу "мы - они”, а также и степень внутриэтнического сплочения) и языка, наличием единого культурного ядра, регулярностью торгово-экономических и культурных взаимосвязей и т.д. Процесс этнокультурной консолидации не устранил деления на этнографические группы (брагунские, буйнакские, каякентские, моздокские, хасавюртовские кумыки) и субэтносов (башлынцы, казанищенцы, эндиреевцы и др.), которые сохранили некоторые специфические черты в культуре, быте, языке, фольклоре и т.д. Традиции государственности, сложившиеся в средневековый период, были продолжены и в последующее время, когда в XVIII-XIX вв. существовали такие политические образования, как Тарковское шамхальство, Мехтулинское ханство, Засулакская Кумыкия - Эндиреевское, Костекское и Аксаевское владения, в нынешней Чечне - Брагунское княжество; южные кумыки входили в Кайтагское уцмийство. Особое место занимал Тарковский шамхал (шавхал), суверенитет которого признавался другими кумыкскими и иными владетелями. В социальном отношении кумыкское общество состояло также из дворян, узденей различных категорий, крестьян разной степени зависимости и др

С XVI в. фиксируются тесные торговые и дипломатические отношения кумыков с Россией, которые усилились с постройкой Терского городка (1589г.) в устье Терека. В начале ХIХв. Кумыкия была присоединена к России.

Ведущей отраслью хозяйства у кумыков издревле являлось земледелие, особенно зерновое. Кумыки знали трехпольную систему земледелия с чередованием посева культур; применяя искусственное развитие, получили садоводство, бахчеводство, огородничество и виноградарство. Вторую по значению отрасль народного хозяйства составляло животноводство, развитию которого способствовало наличие хорошей кормовой базы. Животноводство преимущественно было стационарным. Жители Нагорного Дагестана арендовали у кумыков зимние пастбища на равнине (кутаны), кумыки же пользовались летними пастбищами горцев на тех же арендных условиях. Эти отрегулированные многовековые традиции во многом способствовали сложению общности экономических интересов жителей Дагестана, рациональному разделению труда, исключению межэтнических конфликтов на основе земельных притязаний.

Через Кумыкию проходили важнейшие на Восточном Кавказе торговые пути, в частности - Великий шелковый путь. Кумыкская равнина являлась основной житницей для многих районов Дагестана - все это обусловило значительное развитие торговли, экономики кумыков; усиливаются процессы вовлечения равнинного Дагестана в общероссийский рынок, проникновения капиталистических отношений.

Основным типом поселения у кумыков является селение - юрт, гент, авул; последним термином чаще называются кварталы. На территории Кумыкии располагалось много древних и средневековых городов (Семендер, Беленджер, Таргъу, Эндери и др.), здесь расположено большинство дагестанских городов современного типа (Махачкала, Буйнакск, Хасавюрт и др.). В результате крупномасштабных переселенческих мероприятий, проводившихся руководством Дагестана в 1950-1970-х годах, с гор на равнину было переселено более 350 тыс.горцев, кроме того, часть горцев (более 100 тыс. человек) переселилась самостоятельно. Все это привело к тому, что кумыки лишились значительной части земель на своей исконной территории, потеряли компактность проживания, превратились в этническое меньшинство, перед которым стоит проблема самосохранения как этноса.

С VIII-XII веков среди кумыков получило распространение мусульманство суннитского толка со всеми присущими ему особенностями. Есть сведения о том, что до этого периода определенное распространение получило христианство, а среди верхушки Хазарии - и иудаизм. Очевидно, раннее проникновение в край ислама обусловлено тем, что языческие верования кумыков сохранились относительно плохо, институт шаманства как таковой практически не фиксируется, хотя и сохранились рудименты аналогичных институтов (халмач, этне).

Значительного уровня у кумыков достигло орнаментальное искусство. Так, в домах старого типа большое значение придавалось резному орнаменту, которым украшались деревянные части дома и ворот.

Оригинальностью и высокими художественными качествами отличались кумыкские ворсовые и безворсовые ковры, войлочные ковры, циновки, переметные сумки. Кумыкский народ создал высокохудожественные образцы фольклора. В героический эпос входят "Йыр (песня) о Минкюллю”, восходящий к глубокой древности и в ряде характеристик сходный с "Эпосом о Гильгамеше”, "Йыр о Карт-Кожаке и Максуман”- памятник кумыкского нартского эпоса, "Йыр о Джаватбие”, в котором, как и в огузском эпосе о Деде Коркуте, повествуется о борьбе героя с

ангелом смерти Азраилом, и др. Значительное распространение получил и нартский эпос. В "Сказании о битве при Анжи” отражен период арабо-хазарских войн.

Кумыкский танец, имевший около 20 вариантов, относится к типу лезгинки, он отличается рядом особенностей, характерных развитой хореографии.

Литература кумыков начала формироваться в XIV-XV вв. (Умму Камал, Багдад Али, Мухаммед Аваби и др.), однако значительного уровня достигла в конце XVIII-XIX вв., когда появляются такие крупные поэты, как А.Какашуринский, Йырчи Казак, М.-Э.Османов и др.

Кумыкский театр, являющийся первым из национальных театров Дагестана, создан в 1930 году, на его сцене играли такие выдающиеся дагестанские актеры, как народная артистка СССР, лауреат премии им.Станиславского Б.Мурадова, народные артисты РСФСР и ДАССР А.Курумов, Т.Гаджиев, Г.Рустамов и др. В развитие дагестанского киноискусства значительный вклад вносит И.Казиев.

Говоря о спорте, следует упомянуть, что родом из кумыкского аула Буглен был всемирно известный борец и артист цирка Ал-Клыч Хасаев (Рубин), победивший Ивана Поддубного, а также Сали Сулейман Казанищенский, Али Казбек, Н.Насруллаев, А.Насруллаев, С.Абсаидов, М.-Г.Абушев, З.Гайдарбеков, А.Порсуков и др.

За годы советской власти дагестанская медицина достигла значительных успехов, выросли высококвалифицированные кадры (из кумыков - чл.-корр. АМН СССР Р.П.Аскерханов, десятки докторов и кандидатов наук).

На протяжении многих столетий кумыкам, как и другим народам Дагестана, приходилось бороться за независимость и сохранение своей государственности, своих земель. Эту деятельность возглавляли выдающиеся сыны кумыкского народа, среди которых следует отметить, например, Султан-Мута Эндиреевского, князя, который, в частности, нанес в 1604 году сокрушительное поражение войскам царского воеводы Бутурлина, о чем Н.Карамзин писал, что "сия битва ... стоила нам от 6 до 7 тысяч воинов и на 118 лет изгладила следы Российского владения в Дагестане”; Ахмед-хана Дженгутаевского, возглавлявшего борьбу дагестанцев против иранского шаха Надира (XVIII в.); Хасайхана Уцмиева, генерала русской армии, друга М.-Ф.Ахундова, А.Дюма, А.Бестужева-Марлинского, решительно протестовавшего против унижения и колонизации Кавказа и вынужденного в конце концов покончить с собою...

Кумыки часто страдали от всех набегов из вне ,поскольку они проходили по равнине  и их численность  уменьшалось.Надеюсь в современное время кумыки начнуть возврашаться из других уголков нашего мира и численность их увеличится.

Категория: Статьи | Просмотров: 5596 | Добавил: kumyk05 | Теги: кумыки, история кумыков | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0