«Эпоха
мамлюков - мир сказочных снов. Играет заря
на щеках храбрецов. Строй конный.… Всяк
слепнет от грозного
блеска,
Лишь
столь же отважный
не дрогнет лицом». Средневековый египетский
поэт.
Общеизвестно,
что мамлюки были
кипчаками-невольниками из Дешт-и-Кипчака, проданные монголами
в мусульманские страны,
и в меньшей
степени адыгами, грузинами и
армянами. Однако можно предположить, что какая-то
часть предков кумыков, карачаевцев и
балкарцев также являлись
мамлюками - «бестрашными львами» Ближневосточных стран, которые нужны были для несения
военной службы. В настоящее
время исследовательская работа
в этой области
почти не проводится. Постараемся дать
небольшие сведения по
этой теме.
До нашествия
монгол на Северный
Кавказ, здесь находились Кавказская
Кумания, Тюменское владение
(Кавказская Тюмень)…. Все
эти объединения, некогда занимавшие
почти всю территорию
Северного Кавказа, имели
прямое отношение к
предкам кумыков и
входили в Дешт-и-Кипчак, который, согласно
источникам начинался от Дербента
и расплагался далее на север.
Во время нашествия
монголо-татар на Северный
Кавказ, который осуществлялся ими
через Дербент, главным объектом
удара была Кавказская
Кумания, которую грузинская хроника
«Картлис Цховреба» называет
«Диди Кивчакети» - Великая Кипчакия
и ее столицу
Сююнч-Кала размещает на
реке Сююнч-Сув[i]
(т. е. Сунжа.-прим. авт.). В результате
неоднократных походов и
отчаянной борьбе монголы
подчинили все земли
Дешт-и-Кипчака включая и
Северный Кавказ. После завоевания
земель северокавказских тюрков, часть
куман и кипчаков
и других тюркских
племен, как непримиримые враги
монголов, в качестве рабов
попали в страны
Ближнего Востока. В дальнейшем
эти рабы-воины стали
известны миру как
мамлюки. В Египет и
Сирию, в большинстве случаев, пленные рабы
попадали из Крыма, Дербента и
Византии. Описывая поход
татаро-монгол на Дешт-и-Кипчак, Бадр-ад-Дин ал-Айни
сообщает: «…они (монголы. - прим. авт.)
покорили жившие в них
тюркские народы и
племена Кипчакские, Аланские,
Асские, Авлакские, Черкесские и Русские, да /прочих/ обитателей
этих стран; они одолели их
разбоем, грабежом, пленом и опустошением. Взятые в
плен из этих
народов были отвезены
в земли Сирийские и
Египетские. От них и произошли
мамлюки Адилийские, Камилийские,
Ашрефийские….. оставившие
прекрасные следы в
государствах мусульманских». Таким образом,
летопись перечисляет все
области Дешт-и-Кипчака.
По
мнению английского ученого
К. Э. Босворта, по своей этнической
принадлежности династии мамлюкских султанов делились
на две большие
группы: бахриты (1250-1390 гг.),
вторую бурджиты (1382-1517 гг.). Бахриты, по его
мнению были в
массе своей из
южнорусских степей[ii]. А бурджиты
«в основном были
черкесами с Кавказа»[iii].
Русский египтолог Л. А. Семенова определяет
бурджитов именно как
«династию черкесских султанов»[iv]. В
настоящее время в
среде некоторых историков
утвердилось мнение, что черкесы - это адыги (кабардинцы), однако под
черкесами не всегда
подразумевались адыги. Ряд исследователей отмечают, что
черкесами также называли
кумыков, карачаевцев и балкарцев. Многие адыгские
историки полагают, что династия
Бурджитов была адыгской. Однако, как сообщают
источники, это мнение ошибочно. Так
как оно основано только
на том, что бурджитов называли
черкесами, кавказцами.
Примечательно, что
мамлюкские хронисты в
отношении черкесских султанов
употребляли слово «турок»[v],
т.е. тюрки. Этнограф Н. Г.
Волкова отмечает:
«Возникновение термина черкес, этническая природа
которого увязывается с
тюркской средой, было
связано с определенными
политическими событиями XIII в.
столетия. В монгольской хронике
«Сокровенное сказание» он
зафиксирован в форме
сэркэс (ут)»[vi].
Многочисленные сведения о том,
что черкесы являлись
тюрками с Кавказа,
приводит Н. М. Будаев в
двух своих работах[vii].
Теперь
немного о языке
египетских мамлюков. Многие ученые
считали язык мамлюков
диалектом
кумыкско-карачаево-балкарского языка.
А. А. Зайончковский приводит лексические
параллели, встречающихся как в
кумыкском словаре, так и
в арабо-кипчакских словарях[viii].
Язык мамлюков Египта
также включают в одну
группу с
современными караимским,
карачаево-балкарским, кумыкским, крымско-татарскими языками[ix].
Жан
Поль Ру, французский востоковед
и тюрколог, еще
в 1961 году также
указывал, что «мамлюки в
своей основной массе
происходили из южной
России, страны куманов и
хазар». Таким образом,
можно смело предположить, что определенная
часть мамлюков всё-таки
происходили от прямых
предков кумыков, карачаевцев и
балкарцев. Важно отметить,
что на
невольничьих рынках Сирии
и Египта большим спросом
пользовались именно рабы-тюрки, особенно из
бывших областей Хазарского
Каганата. Арабы не могли
не оценить мужества
и замечательное военное
искусство тюрков. Это первое
впечатление закрепилось навсегда. Подводя черту
под их достоинствами
и недостатками известный
историк XIII в.
Ибн ал-Ибри пишет:
«Что касается тюрков, это
многочисленный народ,
главное их преимущество
заключается в военном
искусстве и изготовлении
орудий войны. Они искуснее
всех в верховой
езде и самые
ловкие в нанесении
колющих и рубящих ударов
и стрельбе»
О
происхождении султана Бейбарса.
«Как полководец
Бейбарс стоит в
одном ряду
с Юлием
Цезарем».
Вильгельм Трипольский.
О происхождении знаменитого
султана империи мамлюков
Бейбарса, полное имя которого - аль-малик аз-захир
Рукн-ад-дунийа ва-д-дин Бейбарс
аль-Бундуктари ас-Салих,
ведутся споры. На Бейбарса
претендуют казахи, туркмены,
адыги, крымские татары и
другие. По общепринятой версии, он
происходил из Дешт-и-Кипчака. Египетский историк
XIV
в. аль-Айни в своем
известном труде «Икду аль-джуман
фи-тарих ахл аль-азман» («Жемчужное ожерелье
о жителях времени») сообщает: «Бейбарс бин
Абдулла по национальности Кипшак, принадлежит к
великому тюркскому племени по
названию Бурдж». Лен Пул в
своей книге «A History
of Egipt» (История Египта, с. 278.) приводит слова
самого Бейбарса с
первичного арабоязычного текста
аль-Айни: a turk
of the
Burg Oghly
tribe of
kipchak,
т.е. «тюрк из
кипчакского племени Бурдж
Оглы». С. А. Плетнева пишет, что
два мамлюкских султана - Бейбарс и
Калаун - происходили из славного
рода Бурчевичей[i], которые
имеют прямое отношение
и к кумыкам. Д.-М. Шихалиев сообщает, что «…князья Бурчебий, которые жили
на том месте, где находится
ныне Байрам-аул»[ii]. Турецкий
историк Зеки Велиди
Тоган их происхождение
связывает с хазарским
родом Борчоглу, Борчалы, Барсил,
изначально имевшем родиной
Терско-Сулакское междуречье[iii].
Весьма
интересна связь названия
племени Бурдж, из
которого происходил Бейбарс,
с известным царством
Бурджан в Северном
Дагестане. Бейбарс вполне мог
быть потомком бурджан. Йакут ар-Руми
в своей хронике
«Муджам ал-булдан» пишет: «Бурджан страна
из числа областей
Хазарии…, мусульмане напали на
Бурджан в дни
Усмана - да будет доволен
им Аллах!». Достоверно известно, что
при халифе Османе
мусульмане воевали с
хазарами. Византийские и армянские
историки традиционно помещают Берзилию/Барсилию/Бурджан к
северу от Дербента. Предположение, что «барсилы или
берсула - это те же
бурджане (бурдж улы)»,
впервые было высказано
А. Булатовым[iv].
О княжестве Бурджан упоминается
и в хронике
Джагфар Тарихы:
«….Северокавказская область Булгара, которую называли Бурджан»[v].
В этой же хронике
сообщается, что род
правителя «Хумыка - Бурджан». Следует также
отметить, что форма «бурджан»
почти полностью совпадает с
армянским названием хазаро-гунского города
«Вараджан» (В.р.д.ж.н.), остатки
которого расположены у с. Уллубий-аул. Можно также
предположить, что чтение
«бурджан» является ошибочным, а
правильным является форма «бурган». Последняя легко
коррелируется с древним
кумыкским этнонимом «бораган». В диалектах
арабского языка звуки
«г» и «дж»
часто чередуются.
Таким
образом можно предположить, что «бурджан» - это «бурган». Из
всего сказанного видно, что
прослеживается явная связь
названия племени Бурдж, из
которого происходил легендарный
Бейбарс, с хазарским родом
Борчоглу, Борчалы, Барсил, с
хазарским царством Бурджан.
Сапиюлла Багаутдинов
Рассмотрено и передано для опубликования
решением общего собрания краеведческого общества «Анжи-Кала» от 30.08.2012 г.
[i] Плетнева С.А. Половцы. М., 1990.С. 183.
[ii] Шихалиев Д.-М.
Рассказ кумыка о
кумыках. Махачкала,1993.С. 183.
[v] Бахши Иман. Джагфар
Тарихы. Т.2. Оренбург,1994. Гл. 3.
|