Выездная работа кумыкского краеведческого общества «Анжи-Кала» продолжилась в начале весны. Внимание привлёк кумыкский посёлок Альбурикент, а именно несколько мест, расположенных на его территории. Цели маршрута - определить современное состояние исторических объектов на территории населённого пункта и получить новые краеведческие данные.
Информация, размещённая в своё время в издании К. Алиева «Таргу-наме. Лексикон» и на сайте «Кумыкский мир», а также в Кумыкском энциклопедическом словаре, говорит нам о том, что селение Албёрю гент на склоне Тарки-Тау основано по сведениям народных преданий Албури беком – сыном Элдар-шаухала в начале XVII в. Таким образом, посёлок носит имя своего предполагаемого основателя. Сейчас это часть города Анжи-Кала (Махачкала). Как нам стало известно, при создании население формировалось из кумыков, проживавших в разных сёлах Шамхальства.
Найдя условную границу между посёлками Кяхулай и Альбурикент, мы начали обследование с южной части последнего. Как и в сопредельных кумыкских посёлках, с верхней части открывается живописный вид на приморский город. Наше движение далее проходило с севера на юг Альбурикента, основной объект – старое кладбище площадью в несколько сот метров. Причём старым на самом деле его можно назвать условно, некоторым могилам всего несколько лет. Территория захоронений выглядит очень любопытно. Во-первых, известные события 44-го отразились на этническом составе покойных и ныне здравствующих: тюркские (кумыкские и татарские) могилы соседствуют с захоронениями аварцев, даргинцев и представителей других народов. При этом бросается в глаза большое количество могил ругуджинцев недалеко от южного (одного из трёх) входов на кладбище. Обусловлено это было тем, что выславший тарковских кумыков в должности премьер-министра Республики и отлитый сейчас в памятниках Даниялов активно заселял здесь своих земляков из Гунибского района. Спроведливости ради надо отметить, что тогда, в отличие от сегодняшнего дня, далеко не все горцы по собственному желанию участвовали в занятии чужих территорий, некотрые этому явно противились. Во-вторых, в силу рельефа кладбище можно разделить на несколько частей. На верхней хорошо сохранились даже старые могилы, а надгробия на последних и на новых стоят одинаково ровно. Средняя часть представляет собой наклонную поверхность с перекосом (подчас сильным) надгробий в связи со смещением почв. Нижняя часть сохранилась лучше, чем средняя, однако не так хорошо, как верхняя – как и в целом на кладбище, большое количество захоронений заброшено, некоторые надгробия покосились. В третьих, среди множества старых могил и остатков надгробий с надписями на аджаме доступными к прочтению были немногие. Из тех, которые удалось идентифицирорвать, самая старая датирована XVIII в.
Самые старые могилы сохранились в зарослях колючек
Во время нашего посещения разбиралась ограда кладбища и помещение, стоявшее одной стеной в качестве продолжения ограды. Участвовавший в работах местный старожил пояснил, что кладбище с точки зрения ислама не должно иметь забора. От указанного лица нам также стало известно, что наиболее заброшенные и труднодоступные (в зарослях колючек) могилы имеют пятисот-шестисотлетнюю историю, а некоторым могилам предположительно и тысяч лет.
Кумыкская генеалогия ждёт своих энтузиастов
Покинув кладбище и следуя южнее, мы, участники поездки, достигли площади Альбурикента, где расположена местная администрация. Напротив разбита маленькая зелёная зона, центром которой является недавно возведённый на деньги сельчан обелиск с несколькими десятками фамилий местных кумыков, погибших в Великой Отечественной войне. Неподалёку находится школа.
Альбурикентские кумыки умирали за родину, когда их семьи депортировали в Хасавюртовский район
После обеденного намаза удалось осмотреть и родник за мечетью. Согласно надписям, сделанным арабскими буквами и цифрами, мы узнали, что сооружение для забора воды было сооружено первый раз в начале прошлого века, а затем в 1930-е и 1950-е гг. реконструировалось. Чуть выше родника расположен перекрёсток с совсем непривычными для уха большинства горожан названиями улиц: Лесная и Библиотечная.
Альбурикентский родник – одна из местных достопримечательностей
На этом основная часть поездки была завершена. Спускаясь по северной части склона, мы увидели на одном из жилых домов изображение, в центре которого был изображён лев – знак, ещё сравнительно недавно характерный для ирано-азербайджанского государства.
Маленький символ братского азербайджанского народа
По итогам поездки были сформированы следующие выводы:
- к нашему глубокому сожалению, несмотря на общую чистоту, часть склона в южной части посёлка Альбурикент медленно превращается в свалку. Ввиду отсутствия мусорных баков жители (может быть, некумыкского происхождения) вынуждены часть отходов выбрасывать на небольшом удалении от собственных жилищ;
- состояние старого Альбурикентского кладбища является неудовлетворительным – в целом на его территории чистота, однако есть недостатки: множество надгробий покосились, в наименее посещаемых местах возникли заросли из колючек, предвигаться между захоронениями неудобно, поскольку тропинки почти не обозначены, а дорожки не образованы;
- родник возле мечети вышел за пределы углубления, которое предназначено для него и вода, немного растекаясь в сторону, медленно течёт под здание мечети;
- устроенное место для омовения обслуживается недостаточно, ввиду большой посещаемости его требуется чаще чистить и проверять исправность некторых элементов здания;
- налицо низкий уровень интереса с родословным и, следовательно, к старым могилам со стороны местных жителей, что является одним из факторов, формирующих внешнюю заброшенность кладбища.
Кумыкское краеведческое общество «Анжи-Кала»
|