Четверг, 02.05.2024, 09:50
Приветствую Вас Гость

Сайт с.Герменчик / Дагестан

Главная » 2014 » Декабрь » 7 » Агачул: кумыкский мавзолей и братья турки
23:05
Агачул: кумыкский мавзолей и братья турки
 
Впервые в 2014 г. представители общества «Анжи-Кала» совершили краеведческую поездку за пределы Анжи-Калы – в Карабудахкентский район, село Агачаул.  Цели - определить современное состояние исторических захоронений на территории населённого пункта и получить новые краеведческие данные. 
На сайте «Кумыкский мир», а также в изданиях «Таргъу-Наме. Лексиконе» и Кумыкском энциклопедическом словаре содежатся сведения о наиболее интересовавших нас объектах. –
«Агач-аул (кум. Агъач-авул) - одно из селений, у западного подножья Тарки-Тау, основанное предками князей Алыпкачевых. 
 
 
Этот ландшафт когда-то предопределил выбор места для поселения
 
Вали-кыз пир (кум. Вали-къыз пир) - место поломничества и почитания кумыкских женщин, "священная могила-мавзолей" Вали-Кыз, недалеко от Агач-аула.
Тюрк асгер къабурлары - это могилы солдат Турецкого добровольческого корпуса, прибывшего в Дагестан по приглашению Горского правительства и участвовавшего в боях за освобождение Порт-Петровска и Тарков. 7 ноября 1918 г. турецкие аскеры под командованием полковника Нури Паши, проявив отвагу и героизм: штурмом взяли позиции бичераховцев, укрепившихся на горе Тарки-тау, а впоследствии освободили Порт-Петровск и окрестные села Тарки, Кяхулай, Альбурикент от белогвардейцев. В этих боях смертью храбрых погибло 7 турецких офицеров,158 солдат; получили различные ранения 16 офицеров, 346 солдат. Могилы эти находтся на юго-западном склоне горы Тарки-тау вблизи селения Агач-аул. Над их могилами здесь местными жителями установлены надмогильные камни "сынташи", в поминальные дни читаются молитвы "дуа"». Стоит добавить что живое описание тех событий можно найти на «Кумыкском мире» в статье Солтанат Мустафаевой «Агачаул и Турция:  связь времен».
Выдвинувшись из посёлка Нового Тарки, мы через некоторое время достигли первого объекта – зиярата Вали-кыз, находящегося на земле Агачаула. Сюда приходят в основном женщины, часто просят помощи при личных и семейных проблемах. Упомянутый пир представляет собой одноэтажное здание, окружённое небольшой территорией с захоронениями. Внутри здания находятся могилы, в т. ч. Вали-кыз – дочери известного кумыкского богослова, учёного и поэта средневековья Багдат Али (его пир расположен в Тарки). Как следует информационно-аналитического бюллетеня «Вестей КНКО» и Кумыкского энциклопедического словаря, Вали-кыз по преданию считалась ясновидящей и врачевательницей. 
Пир Вали-кыз – объект паломничества 
 
Перед входом несколько человек продают товары религиозного назначения. Имющиеся на территории захоронения являются в основном новыми, большая часть сделана в последние 50 лет. При этом большое количество погребённых являются детьми. По преданию, сама Вали-кыз умерла в 15 лет. Естественно, вокруг объекта и внутри него поддерживается порядок, на территории священного места чисто, в день нерабочего светского праздничного дня (День народного единства) было немноголюдно. 
Далее коллектив проследовал к старому кладбищу Агачаула, находящемуся напротив селения (через дорогу). Благодаря помощи местного жителя Рамазана нами было найдено массовое захоронение турков, находящееся в средней части кладбища. Могильные камни турок в основном небольшой высоты, однако на всех видны надписи на аджаме. По информации историка Идрисова Ю., другая часть турецких военных была похоронена на территории Кяхулая, где также шли бои с бичереховскими дашнаками и казаками. 
 
Старое сельское кладбище хранит останки турецких защитников Анжи-Калы
Отдельно на кладбище расположены и оформлены захоронения членов некой княжеской фамилии. Как заметил Р. Джамбулатов, такой вид захоронения присущ приверженцам ханафитского масхаба. Среди этих надгробий явно конструктивно выделяется могила одного из сородичей, бывшего местным богословом и учёным. Конкретную информацию выявить не удалось, сведения должен дать перевод эпиграфичесих надписей.
 
    Знатное происхождение не гарантирует долгой заботы о могилах после смерти
 
Стоит сказать, что немалый интерес представляют собой и другие могилы, большинство из них имеют возраст не более 100 лет, однако имеются и захоронения позапрошлого века.
   По итогам поездки сформулированы выводы:
⦁ состояние старого Агачаульского кладбища является удовлетворительным – на его территории чистота, однако в наименее посещаемых местах возникли заросли из колючек, некоторые надгробия покосились, отдельные упали;
⦁ аналогично с посещёнными старыми кладбищами в Альбурикенте и Тарки (Иссисуваул) можно отметить, что места захоронений требуют ухода (зарастание, ухудшение состояния надгробий, иногда смещение почв). В крупных российских городах большие кладбища обслуживаются специальными организациями, заключившими контракт с муниципалитетом, в сельских поселениях по законодательству население само заботится о местах захоронений, систематической может стать такая работа в рамках возрождаемых субботников;
⦁ виден в целом невысокий уровень интереса с родословным и, следовательно, к старым могилам  со стороны жителей, что является одним из факторов, формирующих внешнюю заброшенность ряда могил.
Кумыкский драматург был погребён в Агачауле, став жертвой произвола правоохранителей
 
Поездка состоялась благодаря помощи некоммерческой организации таркинской молодёжи «Лидеры поколения» в лице Гаджирасула Гаджикасумова и с участием ДРОО «Кумыкского генеалого-этнографического общества «Тухум терек тамурлары»» в лице Наримана Аджимурадова, а также кандидата исторических наук Руслана Джамбулатова.
 
Кумыкское краеведческое общество «Анжи-Кала»
 
 
 
 
 
 
Категория: Статьи | Просмотров: 5159 | Добавил: kumyk05 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0