Четверг, 28.03.2024, 19:08
Приветствую Вас Гость

Сайт с.Герменчик / Дагестан

Главная » 2012 » Июль » 6 » О кумыкском происхождении имама Шамиля.
18:08
О кумыкском происхождении имама Шамиля.
 «Если  человек  говорит  неправду- это грешно, если  написал  её  на  бумаге- грешно  десять  раз, а  если  он  напечатал  ложь  в  сотни  раз  грешно».

                             Мухаммад  Тахир  ал-Карахи.

                                                                    

В  отношении  происхождения  знаменитого  имама  Шамиля, самой  загадочной  политической  фигуры   Кавказкой  войны  XIX в.  существовали  и  существуют  разные  мнения. Но  только  узкому  кругу  исследователей  известно  его  истинное  происхождение.         
В   Дагестане  все  ещё  бытует  мнение, что  Шамиль  был  представителем  аварской  национальности   и  больше  ни  кем  другим, хотя  имеются  этому  ряд опровержений.          

Общеизвестно, что  имам  Шамиль  родился  в  1798 году  в  сел. Гимры  в  семье  не  богатого  горца. Отец  Денгау  Магомед- кузнец  и  мать  Баху  Меседу, дочь  Пирбудаг-бека  из  сел. Ашильта. При  рождении  Шамиля  назвали  Али  в  честь  деда, но, будучи  ребенком, он  сильно  заболел. И  чтобы  спасти  ребенка, по  обычаю  того  времени  ему  дали  другое  имя-- Шамиль.         Чичагова  М.Н., чей  муж  был  приставом  пленного  Шамиля, придерживаясь  рассказов  самого  Шамиля  и  близко  стоявших  к  нему  личностей  сообщает  следующее:  « Отец  его, Дэнгау- Магомед, был  Аварский  уздень  (гражданин), Гимрский  житель, сын  Али; предок  его  был  кумык- Амирхан, человек  известный  на  Кавказе».[1]  Кандауров  А.  со  ссылкой  на  книгу  Чичаговой  М.Н. Шамиль  на  Кавказе  и  в  России. С.- Петербург, 1839 г. С. 15. писал, что  прадед  Шамиля   по  отцу  Амирхан  был  кумык  из  селения  Эрпели. Из-за  кровной  мести  вынужден  был  бежать  в  горы.[2]          Интересно  и  то, что  Шамиль, как  сообщает  Чичагова  М.Н., разговаривал  со  своей  семьёй  по  кумыкски:  «……Увидев  своих  сыновей  и  зятьев», которые  нанесли  ему  визит  в  Калуге, «Шамиль  сказал «хошь  гялды!».[3]           Не многим  известно  также, что  у  Шамиля   в  Калуге  было  два  переводчика. Один  с  русского  языка, а  другой  с  кумыкского  языка. Русскому  переводчику  платили  1000 р., а  кумыкскому  2000 р.  ежегодно.[4]          Захарьин  И.Н.  описывает  следующую  картину  встречи  с  офицерским  составом  в  Калуге: «…..Шамиль  остановился   посреди  комнаты  и  сказал  нам   «селям». …..Мы  все  низко  поклонились  ему,-- и  затем  шт.  капитан  Руновский  стал  представлять  нас,  называя  чин  каждого  офицера  и  фамилию; Шамиль  протягивал  руку, кивал  головою  и  молча  же  переходил, по  очереди  к  следующему офицеру…..Когда  вся  эта предварительная  церемония  была  окончена, он  сделал  несколько  шагов  по  направлению  к  дивану  и  грузно  опустился  на  него, сказав  что-то  по  татарски».[5] То  есть, здесь  под  татарским  языком  имеется  в  виду  кумыкский  язык. Далее,  « ……в  приемную  вошли  ещё  несколько  татар в  богатейших  черкесских  костюмах, с  дорогим  оружием  за  поясом  и  в  высоких  папахах……Все  эти   рослые  красавцы  мюриды, между  которыми, как  оказалось  после,  находились  два  сыны  имама  и  его  зять,…… переводчик  быстро  повторял  этот  вопрос  по  русски  и, затем  передавал  ответ  по  татарски».[6]          Захарьин  И.Н.  отмечает, что  зять  имама  Шамиля  Абдурахим  женатый  на  второй  его  дочери  Фатимат  и  любимый   его  мюрид  Хаджио, «на  своем  же  языке, по  черкесски ( т. е. по  кумыкски.- прим. авт.) они  свободно  разговаривали  c  теми  казанскими  татарами……».[7]          Отсюда  возникает  вопрос. Зачем  имаму  разговаривать  на  кумыкском  языке  со  своей  семьей  и  окружением, если  он  аварец?  Известно, что  языком  общения  на  Кавказе  был  кумыкский  язык, переписка  с  царским  правительством  шла  на  кумыкском  языке. Но  разговаривать   с  семьей  на  кумыкском  языке  говорит  только  о  том, что  он  был  кумыком,  это  утверждение  подтверждает  его   кумыкское  происхождение.          Интересные  сведения   касающейся  данной  темы   сообщил  автору   этой  статьи   житель  селения   Агачаул, который  слышал  со  слов  своей  сестры  побывавшей  в   Турции  о   месте  под  названием  «зиярат  Шамиля». Его  сестра  лично  посетила это  место. Следует  отметить,  что  Шамиль  похоронен  не  в  Турции, он   похоронен  в  Медине, а  похоронены  в  том  месте  его  сын    Гази-Мухаммад  со  своей  семьёй, переселившийся   в   Османскую  империю. Но  примечательно   не  это, а то, что  при  входе  в  так  называемый  «зиярат»  имеется  надпись, согласно  которой,  похороненные  являются  кумыками  по  происхождению.          О  его  кумыкском  происхождении  также  написано   в   книге  под  названием  «Новое  время», составленной  и  изданной   в  XIX  в.  женой  губернатора  Калуги.В  книгу  вошли  очерки  о  известных  событиях, личностях  посетивших  Калугу, среди  которых   был  и  имам  Шамиль. Здесь  подробно  описывается  его  биография…….           По  преданиям  башкирских   бурджан- тюрков  Сев. Кавказа,  переселившихся  в  прошлом  на  территорию  современного  Башкортостана  и  которые  поныне  живут  там  утверждают, что  из  рода  Бурзянцев  (т.е.  из  рода  Бурджан)  происходил  имам  Шамиль.[8] Башкиры-бурджане  сохранили  память  о  северокавказской  Берсилии.[9]           Весьма  интересное  сведение  сообщил  автору  этой  статьи  житель  с. Тарки, который  утверждал, что  ему  однажды   попалась  в  руки  книга  История  Дагестана, изданная   в  начале  90 –х  гг.  XX  в., где  сообщалось   со  ссылкой  на  книгу  изданную  в  Петербурге  XIX  в. о  том, что  имам  Шамиль  был  родом  из  с.  Агачаул.           Ныне  покойный  шейх  Мухаджир-хаджи  Доргелинский  также  указывал  на  кумыкское  происхождение  имама.           Из  вышесказанного, уже  на  первый  взгляд   не  подлежит  сомнению, то  к  какой  народности  в  действительности   принадлежал  имам  Шамиль.                                                                                                                                            

                                                Бозигит  Темирбеков. 
Категория: Статьи | Просмотров: 16531 | Добавил: kumyk05 | Рейтинг: 1.6/15
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0